МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПО СКАЗОЧНЫМ ДОРОЖКАМ А.С.ПУШКИНА" игра-квест
05.10.2023
Методическая разработка
«Квест по произведениям А.С.Пушкина «По сказочным дорожкам»
Аннотация
Одной из проблем современного детского сада является наблюдаемое педагогами
снижение любознательности и воображения удошкольников, отсутствие фантазии и
творческой активности. Такие дети не любят слушать сказки и стихи, им скучно рисовать,
придумывать истории. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Предложенная
методическая разработка будет полезна для воспитателей детского сада, ставящих перед
собой цель привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста к чтению сказок
А.С.Пушкина.
Мероприятие представляет собой линейный квест, в котором участвует одна команда детей и
действующие лица – персонажи сказок А.С.Пушкина (роли исполняют сотрудники детского
сада). В ходе выполнения заданий на каждом этапе квеста дети получают карточки с
изображением предметов, относящихся к сюжету какой-либо сказки А.С.Пушкина. Конечная
цель – собрать 4 карточки и узнать, в какой сказке они содержатся вместе.
Автор – Гуцало Екатерина Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной
категории.
Цель мероприятия: популяризация творчества Александра Сергеевича Пушкина среди детей
старшего дошкольного возраста; привитие интереса к чтению сказок и стихов великого поэта
Возраст детей – 5-7 лет (старшие и подготовительные группы ДОУ).
Условия осуществления мероприятия:
1)наполняемость группы участников – не более 20 детей;
2)достаточная осведомлённость о творчестве А.С.Пушкина (соответственно возрасту);
3)достаточная площадь помещения, в которых происходит действие.
Подготовительная работа: чтение в группе и дома сказок и стихотворений Александра
Сергеевича Пушкина; рассматривание иллюстраций, картин; просмотр мультфильмов по
мотивам сказок А.С.Пушкина; беседы с детьми о творчестве поэта; оформление папки-
передвижки «Что за прелесть эти сказки!».
Действующие лица: ведущий – А.С.Пушкин, Арина Родионовна, Царевна-лебедь, Кот
Учёный, Балда.
Оборудование и материалы: костюмы для персонажей , разрезная картинка, карточки с
изображением предметов из сказки, орешки, зеркало, призы-раскраски.
Содержание и ход мероприятия:
1.Организация мероприятия, вступительное слово ведущего.
- Дорогие ребята, вы узнали меня? (ответы детей). Правильно, я великий русский поэт
Александр Сергеевич Пушкин. Вы читали мои стихи и сказки? (ответы детей). Сейчас мы
проверим, как вы знаете эти произведения. Сегодня вы совершите путешествие по
сказочным дорожкам и проверите свои знания моих замечательных сказок. На каждой
остановке вы будете получать задания. Я надеюсь, что вы правильно выполните все
задания, ребята! За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку,
на которой будет изображен предмет или предметы, они встречаются в одной из моих
сказок. В конце путешествия вы соберёте 4 карточки. Я буду ждать вас на последнем
этапе игры, и вы получите от меня последнее задание, которое и принесёт вам победу в
игре. Но я дам это задание только в конце игры. Вы готовы к путешествию? (ответы
детей). Тогда в путь!
2. Основная часть (дети двигаются по детскому саду)
1 этап – «Собери картинку». На первом этапе детей встречает Арина Родионовна.
- Здравствуйте, ребятки! Я Арина Родионовна, няня Саши Пушкина. Будучи маленьким,
он очень любил мои сказки! Какие вы все хорошенькие, умненькие, прямо такие же, как
маленький Пушкин! ! А не хотите ли мне помочь? (ответы детей). Старенькая я стала,
глаза плохо видят, ой-ё-ёй! Хотела картинку собрать, да не могу. Помогите мне ребята!
(дети высказывают желание помочь и собирают разрезную картинку – Приложение 1). Из
какой сказки, ребятки, эта иллюстрация? (ответы детей). Правильно! Эта сказка
называется «Сказка о золотом петушке». Какие же вы молодцы! За правильный ответ и
выполненное задание вы получаете карточку (карточка №1, Приложение 2). До свидания,
ребята! Вам пора дальше продолжить свой путь. Удачи вам, мои хорошие!
(дети двигаются к следующей станции)
2 этап – «Сказочные предметы». На этом этапе задание даёт Царевна-лебедь.
- Здравствуйте, детки! Вы, конечно, узнали меня – я Царевна-лебедь. А из какой я сказки?
(ответы детей). Правильно, молодцы, ребятишки! Моя сказка называется «Сказка о царе
Салтане». Сейчас я покажу вам сказочные предметы, а вы скажете мне, из каких они
сказок (показывает «золотые орешки» и «волшебное зеркало», дети называют сказки).
- Кто грыз золотые орешки? (ответы детей).
«Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые».
- Кто же смотрелся в волшебное зеркало? (ответы детей). Правильно, ребята! Какие слова
говорила злая царица?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
- За правильный ответ вы получаете вторую карточку (карточка №2, Приложение 2).
Удачи вам, ребятки!
(дети идут к следующей станции).
3 этап – «Доскажи словечко». На этом этапе задания даёт Учёный кот.
- Здравствуйте, ребята! Вот и до меня вы добрались! Сейчас мы поиграем с вами игру,
которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать вам стихотворение, а вы
договаривать недостающие слова:
У лукоморья дуб (зелёный);
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот (учёный)
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку (говорит).
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых (дорожках)
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих (ножках)
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут (волны)
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их (морской);
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного (царя);
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт (богатыря);
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою (Ягой)
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом (чахнет);
Там русский дух… там Русью (пахнет)!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб (зелёный);
Под ним сидел, и кот (учёный)
Свои мне сказки говорил.
- Какие же вы молодцы, ребятки, как хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина! Это знаменитое стихотворение является вступлением к его поэме-сказке
«Руслан и Людмила». За хорошую работу я подарю вам ещё одну карточку (карточка №3,
приложение 2). В добрый путь, мои маленькие друзья!
(дети идут к последней станции).
4 этап – «Сказочная викторина». На этом этапе детей встречает Балда.
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Вот и я, Балда, пришёл к вам из
сказки! А какой? (ответы детей). Сейчас я вас попытаю вопросами моей сказочной
викторины «В какой сказке?». Готовы? Тогда начинаем!
1) В какой сказке было говорящее зеркало?
2) В какой сказке белка грызла золотые орешки?
3) В какой сказке царевна была отравлена яблочком?
4) В какой сказке петушок предсказывал опасность?
5) В какой сказке рыбка исполняла желания?
6) В какой сказке мать и сын плыли по морю в бочке?
7) В какой сказке поп испугался трёх щелчков по лбу?
- Ай да молодцы, ребятишки! За такую хорошую игру я даю вам ещё одну карточку-
подсказку (карточка №4, Приложение 2).
(дети переходят на последнюю станцию, где их встречает Александр Сергеевич Пушкин).
- Вот мы снова с вами встретились! Покажите , ребятки, какие карточки вы принесли
(рассматривает карточки). А теперь последнее задание: назовите сказку, в которой
встречаются все эти изображения. (ответы детей). Молодцы, ребятишки! призы).
3.Заключение.
- Дорогие ребята, давайте вспомним, какие испытания вы сегодня преодолели: вы
собирали разрезную картинку, узнавали сказочные предметы, играли в игру «Доскажи
словечко» и отвечали на вопросы «Сказочной викторины». Надеюсь, что квест был
полезным и интересным для вас, мои юные друзья. Вам понравилось играть? За активное
участие в нашей игре я вручаю вам призы – раскраски «Сказки Пушкина» (Пушкин
вручает призы). До скорой встречи, ребята!
Список используемых источников
1.Алгоритм составления методической разработки [ Электронный ресурс ]. – Режим
доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/07/algoritm-sostavleniya-
metodicheskoy-razrabotki, свободный
2.Пушкин А.С. «Сказки», - М: Детская литература, 420с.