Сенсорное развитие детей 2-3 лет
08.02.2021
Сенсорное развитие
Сенсорное восприятие направлено
на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что
формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо
находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как
надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное
воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно
успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.
Сенсорика — это способность
ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя
большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается
тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.
Дидактические
игры для дошкольников
— это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с
принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются
подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической
базы.
Роль дидактических игр в сенсорном развитии
детей раннего возраста
Если
интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление
о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится
форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем,
тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм
восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой
моторики рук.
Сенсорное
развитие детей раннего возрастачерез дидактические игры — приоритетное
направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только
показывает высокую результативность, но и нравится детям.
Сенсорное
развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:
l учит ощущать окружающий мир через все органы
чувств;
l формирует систему основных действий, которые
являются реакцией на внешние раздражители;
l учит исследовать окружающий мир;
l формирует систему сенсорных шаблонов;
l учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны
в зависимости от ситуации.
Ребенок
познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы
информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать
пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог
всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности,
которая стремится к познанию окружающего мира.
«Домик для пуговки»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к
нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.
Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка
должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает
пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.
«Цветное поле»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на
выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор
карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.
Ход: преподаватель
вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и
показывают его.
«Воздушные шарики»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и
ленточки в тон к ним.
Ход: ребенку
предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.
«Что это за фигура»
Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и
предметах вокруг.
Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.
Ход: воспитатель
поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы,
которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф.
Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.
«Спрячься от дождя»
Материалы: по
4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.
Ход:
преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной
фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут
спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное
место.
«Ладошки»
Цель: развить умение находить пару, соотносить
цвета, узор и размер.
Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они
должны быть разноцветными и с узором.
Ход: ребенок должен
разложить все ладошки по парам.
«Волшебный мешочек»
Цель: развить умение определять форму предметов на
ощупь.
Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие
формы, можно плоские, вырезанные из картона.
Ход: воспитатель называет форму, а ученик на
скорость вытаскивает ее из мешочка.
«Построй грузовик»
Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.
Материалы: картон и ножницы.
Ход: в начале занятия
дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить
грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из
них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон,
после чего разукрасить.
«Орешки в гнездышке»
Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на
закрепление цветов.
Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка
с водой, очищенные грецкие орехи.
Ход: ребенок
изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц
разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая
задача — перенести орех в соответствующий домик.
«Монетки»
Цель: закрепить знания о круге, научить определять
размер предметов на глаз.
Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне,
монетки разной величины.
Ход: вначале
преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы
соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными
отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие
отверстия.
«Золушка»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).
Ход: на тарелку высыпается небольшое количество
всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.