Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 2-3 лет"
08.02.2021
«ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
В этом возрасте вашему ребенку важно:
●
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а
также осваивает окружающее пространство.
●
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что
развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
●Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта
ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро
растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем
количество понимаемых.
●
Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические
функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает
окружающий мир, познает законы взаимодействия.
●
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень
зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке,
участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия
во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи.
Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют
«рядом, но не вместе».
●
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается,
поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно:
злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
●
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания
обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и
ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего
и сразу. То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь
на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того,
что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще
не скоро подарят.
Вам как его родителям важно:
●
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами
утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности
организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно
использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы
хотя бы иногда будете его партнером по игре.
●
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами,
крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по
ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
●
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он
видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с
малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее
произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
●
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами.
Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой,
разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и
синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании
матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и
доброжелательное сотрудничество.
●
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его
эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте
ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
●
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша
возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна
замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом
возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
●
Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для
него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему
будущему им совершенно не воспринимаются.
●
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае
возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается
какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень
силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка
следует утешить или переключить его внимание.