Консультация для родителей «Дети и деньги»

01.02.2021

 

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка,  Голуб Л.А., -  это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем неплохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания»:

1. Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что лежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит  ребенку - нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше  обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 - что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она?)  и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как  распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли или не берегли,  свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).

2.  Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея страховку, - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь -  не ругать и укорять, а разбирать эти случаи с  чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам.

3. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке  важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на  отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка  выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!)  покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки(«как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и тд.) и получить иной взгляд со стороны.

4.  Четко соблюдать договорённость: никаких «дополнительных финансовых вливаний, если ребёнок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространённая ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребёнком.

5. Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально - с Зх лет).  Ведь для того, чтобы научиться чему – то, (ну например, выращивать цветы выращивать, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!

На основании  вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребёнка. Вот её суть.

Система финансирования (карманные деньги). Главный тезис: карманные деньги - это  те средства, распоряжаться которыми, ребенок может по своему усмотрению, несмотря на советы!!! Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как нож или вилка(для еды), молото (для забивания гвоздей),  лейка (для поливки цветов). Какие позиции  надо определить в первую очередь?

·           Периодичность  выдаваемых средств;

·           Размер (сумма)

·           Что входит в перечень затрат

·           Штрафные санкции.

 

Периодичностьчность выдаваемых средств: оптимально - еженедельно. Размер:

естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребёнка, какая сумма его бы устроила . Этим

определять его запросы. Если запросы сильно высоки,  часто дети, кстати, не очень

требовательны, вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можем выделить,

определенные средства.

Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги).  Надо напоминать ребенку, что деньги - это средство для получения чего-то, аХочу такой сайт

не цель сама по себе. Многие дети мечтают стать богатыми. Лучше, если они будут  иметь деньги, построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.

Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах - надо уважать тайны ребёнка, его возможные промахи.

 Если потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он «попал» (не так потратил, обсчитался и тд.) Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: «Ну, что ж…». Никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял – никогда не  ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое же случалось, и не раз.

Система штрафов – это что-то вроде деловой игры, когда убытки и не смертельны, но весьма неприятны.

Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребёнка. Это покажет, на сколько, он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием штраф в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг - обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймёт, что  за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). Это повышает ответственность ребенка за данное слово,  и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм. И так, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами?

По материалам Золотаревой А.В.

1.Умение считать.

2. Знание о соотношении стоимости вещей (услуг)

3. Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим тд.), развивать мышление и способности анализировать.

т.д.).

4.Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственноопределять приоритеты).

5. Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение)  — новый опыт прибавления уверенности .  («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях.  Механизм здесь таков: поступок - последствия - осознание -понимание - психологическая зрелость - новый, уже более зрелый поступок.

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали - все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются«лакмусовой бумажкой»  и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других - тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу).

8.Радость  благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно да предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется,  хороший тест для родителей - кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?

 9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность поучаствовать в общем деле и тд.). Здесь база для становления субъективности ребёнка.

10. Знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство, кредит, договор, расписка и тд.» Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же, не исключен вариант, что обучениеотношениям  с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения. Анализируя  все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного  экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.


 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».