Консультация для родителей «Дети и деньги»
01.02.2021
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания
ребенка, Голуб Л.А., - это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и
частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это
совсем неплохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает
первый принцип
«финансового воспитания»:
1. Соблюдать
гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что лежит ребенку,
может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и
к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь
принадлежит ребенку - нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить
кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка
может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит,
что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 - что опрометчиво расстался
с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи, надо
попробовать найти ей «хозяина» (чья она?) и ненавязчиво объяснить
ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться
ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли
или не берегли, свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами,
прорисовать перспективу «жизни» той или иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям,
с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или сохранилась так
хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).
2.
Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе
вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем
столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования
работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея страховку, - которой
у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит
как можно больше ошибок! Наша задача здесь - не ругать и укорять, а
разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда
ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам.
3. Всегда
объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке
важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и
стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей
и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать,
а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных
(или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков
ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки(«как у
всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и тд.) и
получить иной взгляд со стороны.
4.
Четко соблюдать договорённость: никаких «дополнительных финансовых
вливаний, если ребёнок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо
отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая
распространённая ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно
потраченного) ребёнком.
5. Обязательно определять
систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем
лучше! (Оптимально - с Зх лет). Ведь для того, чтобы научиться чему – то,
(ну например, выращивать цветы выращивать, разговаривать по телефону и
т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при
непосредственном действии и его многократном повторении!
На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового
обучения ребёнка. Вот её суть.
Система
финансирования (карманные деньги).
Главный тезис: карманные деньги - это те средства, распоряжаться
которыми, ребенок может по своему усмотрению, несмотря на советы!!! Всегда надо помнить, что это не
способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как
нож или вилка(для еды), молото (для
забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Какие позиции надо определить в первую очередь?
· Периодичность
выдаваемых средств;
· Размер (сумма)
· Что входит в
перечень затрат
· Штрафные
санкции.
Периодичностьчность выдаваемых средств: оптимально - еженедельно. Размер:
естественно,
чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но
поинтересоваться у ребёнка, какая сумма его бы устроила . Этим
определять его
запросы. Если запросы сильно высоки, часто дети, кстати,
не очень
требовательны,
вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можем выделить,
определенные
средства.
Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать
на эти деньги). Надо напоминать ребенку, что деньги - это
средство для получения чего-то, а
не цель сама
по себе. Многие дети мечтают стать богатыми. Лучше, если они будут иметь
деньги, построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.
Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли
необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных
тратах - надо уважать тайны ребёнка,
его возможные промахи.
Если
потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо (или как сделали бы
вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он
«попал» (не так потратил, обсчитался и тд.) Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать:
«Ну, что ж…». Никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться
психологической. Если потерял – никогда не ругать, иначе он будет бояться
«связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое же случалось, и не
раз.
Система штрафов
– это что-то вроде деловой игры, когда убытки и не смертельны, но весьма
неприятны.
Такая игра
может послужить неплохой диагностической процедурой для ребёнка. Это покажет,
на сколько, он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько
внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает
Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием штраф в общественном транспорте, когда
некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о
штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали
ребенку денег в долг - обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо
оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть
ребенок поймёт, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше
закрепить свое соглашение письменно (распиской). Это повышает ответственность ребенка за данное слово,
и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать
на соблюдении
юридических норм. И так, что же дает
детям система самостоятельного распоряжения деньгами?
По материалам Золотаревой А.В.
1.Умение
считать.
2. Знание о
соотношении стоимости вещей (услуг)
3. Умение
выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим
тд.), развивать мышление и способности анализировать.
т.д.).
4.Умение отказываться
(от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственноопределять
приоритеты).
5. Повышение
самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание,
умение) — новый опыт прибавления уверенности . («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - это мера ответственности. Чтобы почувствовать
себя взрослым, надо познать себя
через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм
здесь таков: поступок - последствия - осознание -понимание - психологическая зрелость -
новый, уже более зрелый поступок.
6. Познание
себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе
думали; не так беспомощны, как предполагали - все это ведет к рефлексии.
7. Познание
других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются«лакмусовой
бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций
совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других - тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет
претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу).
8.Радость
благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно да
предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как
он к этому отнесется, хороший тест для родителей - кого же мы вырастили? Что нас
ждет в старости?
9.
Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение
договоров, одалживание, возможность поучаствовать в общем деле и тд.). Здесь
база для становления субъективности ребёнка.
10. Знакомство
с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство, кредит, договор,
расписка и тд.» Современному человеку наряду со знанием компьютера и
иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере.
Рынок есть рынок... К тому же, не исключен вариант, что обучениеотношениям
с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.
11. Умение
просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о
необходимости планомерного экономического воспитания
детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность
применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных
учреждениях, но и в семье.