Образовательная программа дополнительного образования Студия Речецветик

3

Пояснительная записка
Актуальность
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации») дополнительное образование детей
реализуются

в

целях

всестороннего

развития

граждан,

общества,

государства, посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает

три

основных

раздела

целевой,

-

содержательный

и

организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и
подходы к формированию Программы, а также планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный

раздел

Программы

определяет

примерное

содержание по развитию различных психомоторных процессов с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей таких как: развитие
музыкальности,

развитие

творческих способностей,

двигательных качеств
развитие

нравственно-коммуникативных

умений,

развитие

психических процессов,

развитие

качеств

личности

и
и

развитие

умений

ориентироваться в пространстве.
Организационный раздел Программы описывает систему условий
реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения
целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых
ориентиров,

а

также

особенности

организации

образовательной

деятельности, а именно предоставление:
- учебно-тематического плана;
- календарно-тематического плана;
- методического обеспечения программы.
Современные
педагогический

образовательные

процесс

должны

быть
4

программы
направлены

и

современный
на

поддержку

разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и
организации

дошкольного

образования.

Вариативность

содержания

дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение
широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в
российском образовательном пространстве и с помощью интеграции
различных

видов

деятельности.

В

условиях

стремительного

роста

социальных, экономических, технологических и психологических перемен
современные

программы

подрастающих поколений
разнообразных

форм

психолого-педагогической
направлены,

активности,

прежде
присущих

всего,

поддержки
на

раскрытие

самому

ребенку.

Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком
своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им
своего

предназначения

в

жизни,

способствует

самоопределению

в

пространстве ценностных установок.
Необходимость

разработки

логопедической

коррекционно-

развивающей программы «Развитие речи» определена актуальными задачами
формирования системы предшкольного образования в рамках Концепции
модернизации российского образования. Становление дошкольной ступени
образования как неотъемлемой и полноправной ступени образовательной
системы в целом необходимо для создания преемственности и реализации
идеи развивающего личностно ориентированного обучения и воспитания
детей. Признание ведущей роли речевой деятельности в формировании
готовности ребёнка к обучению основано на понимании речевой системы как
важнейшей психической функции, определяющей развитие высших форм
предметно-практической, коммуникативной и мыслительной деятельности
ребёнка. Данные о ежегодном увеличении численности детей, страдающих
различными по характеру и степени тяжести речевыми расстройствами,
свидетельствуют

об

актуальности

разработки

новых

эффективных

направлений и методов оказания своевременной помощи в развитии речевых
умений и навыков у детей 3-7 лет.
5

Целесообразность
Социально-педагогическая направленность программы раскрывается в
создании особых условий развития речевых умений и навыков, а также
профилактики (предупреждения) нарушений коммуникативно-речевой и
познавательно-речевой
развивающего,

деятельности

дошкольников.

воспитательного,

Взаимодействие

коррекционно-профилактического

направлений педагогической деятельности в рамках данной программы
интегрируют в себе как формы и средства собственно педагогической работы
по развитию речи, так и методы логопедического воздействия.
Цель: Развитие умений и навыков грамотной интерпретации и
использования

речевых

средств

для

решения

познавательных

и

коммуникативных задач у детей 3-7 лет.
Образовательные задачи.


Обогащение

предметных

представлений

и

уровня

осведомлённости ребёнка, расширение кругозора.


Пополнение

словарного

запаса

различных

частей

речи;

дифференциация лексико-семантической системы языка по
функциональному признаку.


Обогащение

опыта

использования

в

собственной

речи

продуктивных и малочастотных моделей словоизменения и
словообразования.


Формирование

различных

типов

монологической

речи

(описания, повествования,
 рассуждения)


Формирование точных звукобуквенных связей в единстве
оптико-пространственных и акустико-артикуляторных свойств.



Формирование
дикции

и

навыков произвольной регуляции чёткости

вариативного

использования

интонации в собственной речи.
Коррекционно-развивающие задачи.
6

различных

видов



Совершенствование

умений

активного

и

грамотного

использования различных
 языковых средств для выражения собственных мыслей, эмоций,
намерений.


Развитие простых и сложных форм звукового анализа и синтеза.



Совершенствование навыков четкости дикции.



Нормализация

речевого

дыхания

и

интонационной

выразительности речи.


Совершенствование

основные

параметры

движений

артикуляторной и мелкой моторики.


Активизация

и развитие

навыков

слухо-произносительной

дифференциации акустически и артикуляторно сходных звуков.


Создание предпосылок для становления словесно – логического
мышления.



Профилактика

трудностей

овладения

письменной

речью

(развитие речевых и неречевых психических предпосылок
формирования навыков чтения и письма).
Воспитательные задачи.


Активизация интереса к литературным произведениям детских
писателей.



Приобщение к культурному наследию русских фольклорных
произведений.



Воспитание чувства национальной гордости и любви к родной
речи; заинтересованности к дальнейшему изучению предметов
(лингвистического и филологического циклов)



Воспитание умения соблюдать правила этикета в общении со
сверстниками и

 взрослыми.

7



Воспитание

уважения

к

личности

и

свободе

мнения

окружающих.
Для успешного решения поставленных задач были выбраны наиболее
оптимальные

направления,

формы

организации

и

методы

работы.

Индивидуально - групповая форма организации взаимодействия педагога с
детьми учитывает все основные требования к методическому оснащению и
выбору приоритетных видов работ в структуре занятий данного вида.
Необходимость реализации дифференцированного подхода в педагогической
деятельности, учёта индивидуальных речевых особенностей, личностных
качеств детей обусловили важность подбора соответствующих методов и
приёмов педагогической деятельности.
Основные принципы и подходы к формированию программы.
 построение

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий,

требований,

методов

возрасту

и

особенностям

развития);
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
 сотрудничество Организации с семьей;
 принцип опережающего подхода, диктующий необходимость
раннего выявления детей с функциональными и органическими
отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку
адекватного логопедического воздействия – с другой;
 принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С.
Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в
том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
8

 принцип полифункционального подхода, предусматривающий
 одновременное решение нескольких коррекционных задач в
структуре одного занятия;
 принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий
учёт возрастных, физиологических особенностей и характера
патологического процесса. Действие этого принципа строится на
преемственности двигательных, речевых заданий;
 принцип постепенного повышения требований, предполагающий
 постепенный переход от более простых к более сложным
заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся
навыков.
Критерии результативности освоения детьми программного содержания
Критерии результативности (1 год реализации программы)
 участие детей в диалогических взаимодействиях со взрослым и
сверстниками
 (поддержание

невербального

контакта,

заинтересованность,

навыки слушания, умение отвечать на вопросы, умение задавать простые
вопросы, способствующие развитию диалога);
 умение употреблять в собственной речи слова различных частей
речи в рамках
 пройденных лексических тем;
 умение слушать рассказы, сказки, стихи и отвечать на вопросы по
содержанию
 прослушанного материала.
 умение произвольно менять силу и высоту голоса по контрасту
звучания;
 умение употреблять в речи основные грамматические категории
(элементарные модели словоизменения и словообразования)

9

 способности различения речевых и неречевых звуков/звуковых

комплексов.
Критерии результативности (2 год реализации программы)


активное использование в собственной речи предметной,

глагольной, атрибутивной и обобщающей лексики в рамках пройденных
тем.


умение представлять (разыгрывать по ролям) подготовленные

диалоги (стихотворные) в коллективе сверстников.


умение соблюдать правила взаимодействия в общении с 1-2

собеседниками.
 умения составлять предложения по картинкам, по вопросам, с
опорой на собственный опыт.
 умение пересказывать содержание коротких рассказов, знакомых
сказок;
 умение проговаривать чистоговорки, произвольно регулируя
силу и высоту голоса, темп речи.
 владение простыми формами звукового анализа и синтеза.


умение различать на слух акустически сходные звуки раннего

онтогенеза.
Критерии результативности (3 год реализации программы).
 активное использование пройденного лексического материала
(слова различных частей речи, антонимы, синонимы, выражения с
переносным значением) в собственной речи.
 умения и навыки монологической речи: употребление в речи
предложений сложной синтаксической структуры (сложносочинённые,
сложноподчинённые

с

придаточными

причины,

цели),

умение

пересказывать содержание рассказов и стихотворных произведений,
составление рассказов по серии сюжетных картинок, придумывание
названия (рассказа, стихотворению, сказке).


приобретение навыков слогового анализа и синтеза слов.
10

 умения осуществлять позиционный звуковой анализ слов.


способность дифференциации акустически сходных звуков

(группы свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты).


владение

буквенным

обозначением

звуков

(узнавание,

называние, написание)


навыки регуляции чёткости дикции на материале несложных

чистоговорок, скороговорок.
Критерии результативности (4 год реализации программы).

умение правильно выбирать речевой материал для
обозначения предметов, событий, признаков и действий и передачи
речевой информации собеседнику (в рамках пройденных лексических
тем).


умения и навыки монологической речи: возможности

составления

описания

предметов,

оформление

повествовательной

изложения,

использованием

героев,

речи

с

событий;

грамотное

соблюдением

логики

речевых

средств;

подходящих

использование простых формулировок – рассуждений; составление
рассказов по сериям сюжетных картинок, по одной сюжетной
картинке, по плану.


умение проводить полный звуковой анализ слов и работать

со звуковыми и слоговыми схемами слов.


владение навыками содержательного устного анализа

текстов (рассказов, сказок, стихотворных произведений).

сложной

умения использовать в собственной речи предложения
синтаксической

структуры,

устно

конструировать

и

реконструировать сложные предложения по картинкам.


умения составлять предложения из слов в начальной

форме, восстанавливать правильный порядок слов в деформированном
предложении, работать со схемой предложения.

11

Содержательный раздел программы.
Первый год обучения младшая группа 3-4 года.
Характеристика речевого развития 3-4 года.
В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный
запас, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно в
речи дошкольников 3-4 лет появляются прилагательные, наречия и другие
части речи. Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет
900 слов. Совершенствуется звукопроизношение. Начинает формироваться
понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими
формами (употребляют множественное число, винительный и родительный
падежи имен существительных, изменяют основу глагола и т. д.).
Осваивают

навыки

разговорной

речи,

выражая

свои

мысли

предложениями, как простыми, так и сложными. Дошкольникам доступна
простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна.
Постепенно дети подводятся к составлению связных высказываний, к
пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба»,
«Колобок» и др.).
К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок
осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь
становится понятна окружающим.
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков
очень важно для формирования полноценной личности, для подготовки к
школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошей речью
легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно
выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении затрудняют
общение с окружающими; часто у детей с дефектами речи наблюдается
задержка в психическом развитии.

12

Правильное звукопроизношение очень важно при поступлении ребенка
в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной
школе является недостаточно четкое произношение звуков. Детям с
дефектами речи трудно определить количество звуков в слове, их
последовательность, назвать слова, начинающиеся на заданный звук.
Дошкольники
трудности

в

с

плохим

овладении

фонематическим

навыками

грамотного

слухом
письма.

испытывают
Материалы

обследования свидетельствуют о том, что 15-20% детей, поступающих в
школу из детских садов, имеют нарушения в произношении звуков, что
говорит о необходимости работы в этом направлении.
Наблюдаются следующие особенности произношения,
1. Согласные произносятся смягченно («зюк» - жук, «сярик» -шарик).
2. Свистящие звуки «С», «3» и «Ц» произносятся недостаточно четко,
часто совсем не произносятся («абака» - собака), заменяются: «С-Ф»
(«фолнце»-солнце), «3—В» («ваяц» -заяц), «Ц - Ф» («фапля» - цапля), «С-Т»
(«тобака» - собака), «3-Д» («донт» - зонт), «Ц-Т» («тветок» - цветок).
3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно
четко, часто заменяются: «Ш- С - Ф» («сапка», «фапка» - шапка; «коска»,
«кофка» - кошка), «Ж – 3 - В» («зук», «вук» - жук), «Ч-ТЬ-Ц» («оцки»,
«отьки» -очки), «Щ-СЬ-ТЬ» («сетка», «тетка» - щетка).
4. Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («лямпа»,
«ямпа»- лампа; «ыба», «лыба» - рыба).
Имеются особенности и в словопроизношении:
- сокращение («тул» - стул; «весипед» - велосипед);
- перестановки («шапля» - шляпа; «корвик» - коврик);
- уподобление одного звука другим («бабака» - собака);
- слияние («Мафеда» вместо «Мария Федоровна»);
- добавление звуков («реблята» - ребята).
С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3-4 лет по
развитию звуковой культуры речи, с тем чтобы подготовить ребенка к
13

следующему этапу обучения - развитию фонематического слуха. Не каждый
дошкольник может запомнить стихотворный текст на занятии, поэтому
желательно

привлекать

родителей

к

тому,

чтобы

они

повторяли

стихотворение дома с детьми. Задания «Найди похожие картинки», «Найди
различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения
сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
У детей 3-4 лет начинает активно развиваться внимание, память,
которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря
чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета.
Это позволяет включать в занятия загадки. Их тематика ограничена и
определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего
мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные. Большое
количество тематических рисунков (игрушки, овощи, фрукты) способствует
расширению представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего
мира, обогащает его словарный запас.
На занятиях проводятся физкультминутки (упражнения), направленные
на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительномоторной координации. Кроме того, эти упражнения развивают память,
четкое произношение, содействуют плавности выразительности речи. В
игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.
Задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки
ребенка к письму («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») создают
основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения
навыками письма. Обучение происходит в определенной системе и
последовательности, что очень важно не только для усвоения Программы, но
и для развития способностей ребенка.
Занятия, предложенные в сценариях, носят комплексный характер и
направлены на развитие речи и психики ребенка: разгадывание загадок
развивает мышление, заучивание стихотворений - слуховую память,
нахождение различий в двух похожих рисунках - зрительное внимание.
14

Однако основной задачей каждого занятия остается развитие звуковой
культуры

речи

с

целью

подготовки

детей

к

обучению

грамоте.

Предложенные сценарии являются одним из возможных вариантов
проведения занятия. Выбор содержания занятия зависит от уровня
подготовленности детей и от их количества в группе. Педагог может
использовать конспект целиком или частично по своему усмотрению.
При работе по данной технологии (методике) к концу года у детей
значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова и
создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения развитию фонематического слуха.
Программа на учебный год
1. Развитие звуковой культуры речи.
Формировать умения:
- правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У»,
«Ы», «Э», «И» изолированно, в словах и во фразовой речи.
- правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б»,
«П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «X», «Ф», «В», «Л», «С», «3», «Ц»
изолированно, в словах и во фразовой речи.
- Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих.
- Способствовать развитию интонационной стороны речи: умение
произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
- Формировать умение говорить согласно нормам литературного
произношения.
- Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами,
разнообразными интонациями.
- Знакомить с терминами «звук», «слово»
2. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног,
туловища) и
мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

15

Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Учебно – тематический план занятий (64 часа).
Сентябрь:
1. Человек. Строение тела человека.
2. Семья.
Октябрь:
1. Времена года. Осень.
2. Осенью в деревне. Фрукты.
3. Осенью в деревне. Овощи.
Ноябрь:
1. Фрукты и овощи.
2. Деревья.
3. Грибы.
4. Времена года. Поздняя осень.
Декабрь:
1. Времена года. Зима.
2. Одежда и обувь.
3. Зимующие птицы.
4. Новогодние праздники.
Январь:
1. Игрушки.
2. Мебель.
3. Посуда. Продукты питания.
Февраль:
1. Домашние животные.
2. Домашние птицы.
3. Праздник пап.
Март:
1. Времена года. Весна.
2. Праздник мам.
3. Дикие животные леса.
4. Инструменты.
Апрель:
1. Речные рыбы.
2. Транспорт.
3. Насекомые.
Май:
1. День Победы.
2. Цветы.
16

3. Ягоды.
4. Времена года. Лето.

Второй год обучения средняя группа 4-5 лет.
Характеристика речевого развития 4-5 лет.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет
слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники
начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и
близким(синонимы), употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество
слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000-2500.
Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что
обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет,
воспитывается и обучается ребенок.
Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с
прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные
в родительном падеже множественного числа.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения,
которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно
произносит звуки, а в другом — неправильно. Типична и обратная замена
звуков (шапка - «сапка», жук — «щук»).
У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков
(«Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием рече-двигательных
механизмов. Вместе с тем дошкольники 4—5 лет отличаются особой
чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для
обучения элементам грамоты.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные
изменения:

дети

учатся

согласовывать

названия

предметов

с

прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов
(красный шар,

красное

платье,

красная

шапка); начинают активно

использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около и т. д.).
17

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от
ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и
монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе,
пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по
картинкам или используя игрушки.
Дошкольники овладевают правильным произношением практически
всех звуков родного языка. Однако у некоторых из них наблюдается нечеткое
произношение свистящих, щипящих и сонорных. Таким детям необходима
помощь логопеда.
У

дошкольников

произносительных

4-5

умений.

лет

Работа

формируется
в

средней

осознание

группе

по

своих

развитию

фонематического слуха строится с учетом психических и физических
особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения
- развитию звукобуквенного анализа.
Программа на учебный год
1. Развитие фонематического слуха.
- Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук», -Знакомить с тем,
что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «3-ЗЬ»,
«Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «ГГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
- Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.
- Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником
(простейшее моделирование).
Формировать умения:
- различать на слух твердые и мягкие согласные;
- определять и изолированно произносить первый звук в слове;
- называть слова с заданным звуком
Ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове.
- Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению
18

произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
- Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.
2. Развитие графических навыков.
- Рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые
линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
заштриховывать различные предметы.
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
- Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей
рук.

Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Учебно – тематический план занятий (64 часа).
Сентябрь:
1. Человек. Строение тела человека.
2. Фрукты и овощи.
Октябрь:
1. Осень. Деревья. Осенние цветы.
2. Одежда. Обувь.
3. Комнатные растения.
4. Перелетные и зимующие птицы.
Ноябрь:
1. Домашние животные.
2. Домашние животные и их детеныши.
3-4. Дикие животные. Подготовка к зиме.
Декабрь:
1. Зима. Зимние заботы.
2. Квартира. Мебель.
3. Зимние забавы.
19

4. Новогодний праздник.
Январь:
1. Животные зимой.
2. Кухня. Посуда.
Февраль:
1. Бытовая техника.
2. Семья.
3. Транспорт. Шофер.
4. День защитника Отечества.
Март:
1. Магазин. Продавец.
2. 8 марта. Женский день.
3. Детский сад. Воспитатель. Врач.
4. К нам весна шагает…
Апрель:
1. Встреча пернатых друзей. Скворец. Грач.
2. Дикие животные и их детеныши весной.
3. Домашние животные и их детеныши весной.
4. Домашние птицы.
Май:
1. Правила дорожного движения.
2. Рыбки в аквариуме.
3. Насекомые.
4. Лето. Цветы на лугу.

20

Третий год обучения средняя группа 5-6 лет.
Характеристика речевого развития 5-6 лет.
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и
достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь
обогащается синонимами (словами, сходными по значению), антонимами
(словами с противоположным значением). В ней появляются слова,
обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный,
темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево деревянный,

стекло

грамматическая

—

система

стеклянный
языка.

Дети

и

т.

д.).

Совершенствуется

используют

в

речи

простые

распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные
конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка,
кошечка, кисонька и др.).
Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный
словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся
правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа
(стульев, носков, ключей), образуют новые слова (хлеб - хлебница, сахар сахарница).

Совершенствуют

умение

связно,

последовательно

и

выразительно пересказывать литературные произведения без помощи
вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети
активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы.
Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного
опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство
детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и
буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове,
дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную

21

гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют
предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в
предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они
овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными
буквами.

Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Учебно – тематический план занятий (64 часа).

Сентябрь:
1. Осень.
2. Деревья осенью.
Октябрь:
1. Овощи.
2. Фрукты.
3. Насекомые.
4. Перелетные птицы.
Ноябрь:
1. Грибы, ягоды.
2. Домашние животные.
3. Дикие животные.
4. Осенняя одежда.
Декабрь:
1. Зима.
2. Дикие животные зимой.
3. Мебель.
4. Посуда.
Январь:
22

1. Животные жарких стран.
2. Семья.
Февраль:
1. Инструменты.
2. Морские, речные и аквариумные обитатели.
3. День защитников Отечества.
4. Транспорт.
Март:
1. Весна.
2. Мамин праздник.
3. Перелетные птицы весной.
4. Растения и животные весной.
Апрель:
1. Наша страна.
2. Профессии.
3. Наш дом.
4. Сад-огород-лес.
Май:
1. Человек.
2. Домашние животные.
3. Школа.
4. Лето.

23

Четвертый год обучения средняя группа 6-7 лет.
Характеристика речевого развития 6-7 лет.
В количественном и качественном отношении словарь ребенка
достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и
сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему,
доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать
слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое
целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению
предметов.

Он

все

шире

пользуется

словами,

указывающими

на

профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции,
которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы,
использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в
своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользоваться эпитетами,
понимать метафоры.
У детей складываются представления о многозначности слов. Ребенок
понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в
процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы
наиболее

точно

отражали

качества,

свойства

предметов,

действия,

совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении
предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие, все чаще
пользуется

сложными

деепричастные

обороты.

предложениями,
Плавность,

употребляет

точность

речи

причастные
при

и

свободном

высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и
умения правильно пользоваться им.
Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной
речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно
пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять
ошибки ребенка.

24

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в
структурном

отношении,

достаточно

развернутой,

логически

последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются
четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок
способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать
содержание

картинки,

пересказывать

содержание

небольшого

художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам
придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и
чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти,
рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые
могли бы произойти до или после увиденного.
Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает
пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности
изложения, передачи определенной последовательности тех или иных
действий.
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и
сложные предложения. Для связи простых предложений они используют
соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в
сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В
этом

возрасте

дети правильно согласовывают между собой слова,

употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь
при употреблении несклоняемых имен существительных).
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни
достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки
родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в
зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет
изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить
слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется
интонационными средствами выразительности.

25

Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое
фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового
анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на
определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки, устанавливать
последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на
слова и т. д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для
усвоения грамоты в школе.
Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять
слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его,
используют родовые понятия вместо видовых, иногда неточно употребляют
глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления ребенка в школу
его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом
отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической
системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил,
которые ребенок еще не в состоянии усвоить.
Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в
том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы
звуков, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также свистящих и
шипящих.
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении
слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих,
нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается
при

ускоренной

речи),

неточное

употребление

в

слове

ударения,

неправильное использование интонационных средств выразительности.
Так

как

между

восприятием

речи

и

формированием

звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами
произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое
восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов,
овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

26

Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Учебно – тематический план занятий (64 часа).

Сентябрь:
1. Осень.
2. Деревья осенью.
Октябрь:
1. Овощи.
2. Фрукты.
3. Насекомые.
4. Перелетные птицы.
Ноябрь:
1. Грибы, ягоды.
2. Домашние животные.
3. Дикие животные.
4. Осенняя одежда.
Декабрь:
1. Зима.
2. Дикие животные зимой.
3. Мебель.
4. Посуда.
Январь:
1. Животные жарких стран.
2. Семья.
Февраль:
1. Инструменты.
2. Морские, речные и аквариумные обитатели.
3. День защитников Отечества.
27

4. Транспорт.
Март:
1. Весна.
2. Мамин праздник.
3. Перелетные птицы весной.
4. Растения и животные весной.
Апрель:
1. Наша страна.
2. Профессии.
3. Наш дом.
4. Сад-огород-лес.
Май:
1. Человек.
2. Домашние животные.
3. Школа.
4. Лето.

28

Организационный раздел программы
Программа логопедического кружка «Речецветик» рассчитана на
обучение детей в
возрасте от 3 до 6 лет, имеющими речевые недостатки. Программа
рассчитана на 1 год
обучения с учётом возрастных категорий:
младшие группы (3-4 года) – 15 мин,
средние группы ( 4-5 лет) – 20 мин,
старшие группы ( 5-6 лет) – 25 мин.
подготовительные группы ( 6-7 лет) – 30 мин.


Количество занятий в неделю: 2



Количество занятий в месяц: 8.



Количество занятий в год: 64

Формы проведения занятий и методы:


фронтальные и подгрупповые;



рассматривание разнообразных игрушек;



составление

описательные

рассказов,

сказочные

путешествия;


дидактические подвижные игры на звукоподражание;



драматизация сказок и произведений;



заучивание считалок, загадок и стихов.

Методическое обеспечение программы:


Должностная инструкция педагога.



Наглядный материал.



Иллюстрированный материал.



Планирование работы.



Методическая литература.

29

Условия реализации программы.


Последовательное и систематическое выполнение задач,

целей, поставленных программой.


Необходимые материалы и инструменты для занятий.



Чёткие требования к себе для выполнения поставленных

задач.


Активность и заинтересованность детей на занятиях в

детском саду и работа с родителями в свободное время дома.

30

Используемая литература.
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. –
СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
3. Гомзяк О. С., Говорим правильно – М. «Гном», 2013-2014
4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.:
Сфера», 2004 – 126 с.
5. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки:
тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.:
ил. – (В помощь логопеду).
5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение:
комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
6. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия
«Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2000.
8. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014,
с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой
информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
10. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N
212, от 08.08.2003 N 470)

31

Литература,
рекомендуемая родителям для занятий с детьми.
Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ»,
2001.
Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт- Петербург:
«КАРО», 2000.
Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения,
артикуляционная гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА»,
2010. – с. 63.
Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
Епифанова, О.В. Автоматизация шипящих звуков. – Волгоград: ООО
«ЭКСТРЕМУМ», 2006. – с. 256.
Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические
упражнения. – М.: «АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60.
Коноваленко В.В.: Коноваленко С.В. Хлоп-топ: нетрадиционные
приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7 лет. – М.:
Изд. «ГНОМ и Д», 2004. – с. 20.
Коти, Т. Ю. Считалки. – М.: изд. «РОСМЭН – ЛИГА», 1997. – с. 10.
Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. – М.:
Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – с. 85.
Новоторцева, Н.В. Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия
развития, 1996. – с. 64.
Столярова, А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001

32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».