Образовательная программа дополнительного образования Хореография

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ…………………………………. …...5
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………5
1.1.1.Цели и задачи реализации программы……………………………7
1.1.2. Основные принципы и подходы к формированию программы….7
1.2. Планируемые результаты освоения программы…. ……………………..8
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы……….9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………….10
2.1.Содержание программы дополнительной образовательной программы...10
2.1.1.Первый год обучения младшая группа возраст 3-4 года…………10
2.1.2. Второй год обучения средняя группа возраст 4-5 лет…………...12
2.1.3. Третий и четвертый год обучения старшая и подготовительная
группы возраст 5-7лет.. ……………………………………………………15
2.2.Структура построения занятий дополнительной образовательной
программы………………………………………………………………………..19
2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы………………..20
2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………22
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………..24
3.1. Учебно-тематический план программы………………………………….. 24
3.2. Календарно-тематический план программы………………………………33
3.3. Материально-техническое обеспечение программы…………………….
4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
Приложение

3

ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации») дополнительное образование детей
реализуются в целях
всестороннего развития граждан, общества,
государства, посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Современные
образовательные
программы
и
современный
педагогический процесс должны быть направлены на поддержку
разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и
организации дошкольного образования. Вариативность содержания
дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение
широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в
российском образовательном пространстве и с помощью интеграции
различных видов деятельности. В условиях стремительного роста
социальных, экономических, технологических и психологических перемен
современные
программы
психолого-педагогической
поддержки
подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие
разнообразных
форм
активности,
присущих
самому
ребенку.
Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком
своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им
своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в
пространстве ценностных установок.
Дополнительное образование детей в области хореографии относится к
художественно-эстетическому направлению, которое направленно на
развитие
художественно-эстетического
вкуса,
художественных
способностей, склонностей к видам искусства, формированию стремления к
воссозданию чувственного образа.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и
подходы к формированию Программы, а также планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел
Программы
определяет примерное
содержание по развитию различных психомоторных процессов с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей таких как: развитие
4

музыкальности, развитие двигательных качеств и умений, развитие
творческих способностей, развитие психических процессов, развитие
нравственно-коммуникативных качеств личности и развитие умений
ориентироваться в пространстве.
Организационный раздел Программы описывает систему условий
реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения
целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых
ориентиров, а также особенности организации
образовательной
деятельности, а именно предоставление:
- учебно-тематического плана;
- календарно-тематического плана;
- методического обеспечения программы.

5

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Детский хореографический коллектив - это особая среда,
предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от
изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения
основами профессионального мастерства.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для
развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным
средством которого является движение во всем его многообразии.
Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении,
так как музыка - это опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность,
воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую,
зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного,
бального, современного и т.д. Благодаря хореографии воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формируется
эмоциональная культура общения. Кроме того, она развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая
работа
над
музыкальностью,
координацией,
пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше
воспринимать
окружающую
действительность,
свободно
и
активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но
и в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании
творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией
приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус.
Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и
любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей
физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному
развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических
недостатков, максимально исправляют нарушения осанки. Эти занятия
хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают
эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус
учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность
6

ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности:
воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед
зрителями являются главным воспитательным средством: переживание
успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для
реализации
творческого
потенциала,
воспитываются
чувство
ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога помочь детям проникнуть в мир музыки и танца.
Первостепенную роль на занятиях по хореографии играет музыкальное
сопровождение.
Музыкальные
произведения,
используемые
для
сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме,
размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения
доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у
детей фантазию и воображение. Все это позволяет сформировать у детей
наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений,
обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в
воспитании музыкального вкуса. Чтобы учебный процесс у детей был
эффективным, на занятиях максимально используется ведущий вид
деятельности ребенка - дошкольника - игра. Используя игровые упражнения,
имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают
эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и
всестороннее решить поставленные задачи. Отдельные игровые упражнения
используются на занятиях в качестве динамических пауз для отдыха - если
всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много
движений. Комплексы игровых упражнений включаются в различные части
занятия в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются
сюжетом, темой или предметом - атрибутом, с которым выполняются
движения.
Данная программа составлена с учетом требований ФГОС. Рабочая
программа хореографического кружка «Танцевальный городок» относится к
художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.
Отличительной особенностью данной рабочей программы, от уже
имеющихся программ, является:
- длительный срок реализации программы – 4года;
- объединение разных направлений хореографического искусства в
одной программе (ритмика, народные танцы и т.д.);
- возможность успешного включения ребенка в группу в любое время
обучения, за счет индивидуального подхода.

7

1.1.1.Цели и задачи реализации программы.
Цель программы - создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе
обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
∙ сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его
многообразие и красоту;
∙ привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее
содержание в движении;
∙ укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;
∙ совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу,
выносливость, координацию движений;
∙ формировать художественно-образное восприятие и мышление;
∙ воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
1.1.2. Основные принципы и подходы к формированию программы.
Для достижения цели рабочей программы необходимо опираться на
следующие основные принципы:
- постепенность в развитии природных способностей детей;
- строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами;
- систематичность и регулярность занятий;
- целенаправленность учебного процесса.
Настоящая программа описывает курс подготовки по танцевальной
деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет (младшая, средняя,
старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе
обязательного минимума содержания по танцевальной деятельности для
ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам,
описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Формы проведения занятий: групповая (10-15 человек), подгрупповая и
индивидуальная.
Занятия
проводятся
по
возрастным
группам.
Продолжительность занятий зависит от возраста – младшая и средняя группа
20 минут, старшая группа и подготовительная группа - 30 минут. В неделю
проводится по два занятия во вторую половину дня.
8

1.2. Планируемые результаты освоения программы.
Предполагаемым результатом программы является - наличие у детей
чувство ритма, физически выносливы, ловкие и гибкие. Развито умение
выражать свои чувства и эмоции с помощью танцевальных движений.
Расширен кругозор о танцевальной культуре.
Дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии. Желают
двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер
музыки, игровой образ. Умеют выполнять простейшие построения и
перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и
передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок,
ставить ногу на носок и на пятку. Умеют выполнять танцевальные движения:
прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах. Знают
основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие
двигательные задания творческие игры, специальные задания, используют
разнообразные движения в импровизации под музыку. Дети выразительно,
свободно, самостоятельно двигаются под музыку. Умеют точно
координировать движения с основными средствами музыкальной
выразительности.
Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и
приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и
танцевальных
упражнениях.
Выполняют
танцевальные
движения:
поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с
приседанием, с продвижением вперёд, кружение, приседание с выставлением
ноги вперёд, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд. Владеют
основными хореографическими упражнениями по программе своего года
обучения. Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной
шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг,
выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами
(шарами, обручами, цветами). Занимающиеся дети могут хорошо
ориентироваться в зале при проведении музыкально - подвижных игр.
Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт
младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны
к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Необходимо помнить о физической, психической, эмоциональной
нагрузках, не переутомлять детей большим количеством материала. Занятие
9

кружка должно приносить детям радость, удовлетворение от преодоления
трудностей, раскрывать их творческий потенциал.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения
Программы.
По окончанию обучения
1. Уметь двигать в соответствии с характером музыки.
2. Согласовывать движения с эмоциональным содержанием музыки.
3. Уметь реагировать на начало и окончание музыки.
4. Переходить от одного движения к другому.
5. Самостоятельно ориентироваться в пространстве.
6. Передавать хлопками динамический и ритмический рисунок музыки.
7. Уметь изменять движения с изменением характера музыки.
8. Уметь создавать музыкально – двигательный образ.
9. Исполнять плясовые движения, действовать с воображаемыми
предметами.
10. Выполнять движения с предметами.
11. Уметь выполнять пространственные задания по замыслу. 12. Уметь
выполнять роль ведущего по замыслу.
13. Уметь видоизменять одно и тоже движение в зависимости от характера
музыки.
14. Уметь изменять направление движения в соответствии с характером
музыки.
15. Уметь импровизировать под любое музыкальное сопровождение.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка
их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут
существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни
и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития
личности детей, дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в
развитии.

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Содержание программы дополнительной образовательной
программы
2.1.1. Первый год обучения младшая группа возраст 3-4 года.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и
эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую
радость. Однако возрастные особенности в пропорциях строения тела
(короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), особенности
протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности
сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще
недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство
равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений
небольшой, и все они носят, как правило, игровой характер.
Приоритетными задачами в данном возрасте являются:
1- воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
2- развитие слухового внимания;
3- умение выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом
музыки;
4- обогащение слушательского и двигательного опыта.
В основное содержание входит:
1. Развитие музыкальности
- воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр,
движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
- обогащение слушательского опыта - узнавание знакомых плясовых,
маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного
характера и выражение этого в эмоциях, движениях;
- развитие умения передавать в движении характер музыки и ее
настроение (контрастное: веселое - грустное, шаловливое - спокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп (быстрый, медленный), динамику (громко - тихо),
регистр (высоко - низко), ритм (сильную долю - как акцент, ритмическую
пульсацию мелодии), различать 2-Зх частную форму произведения (с
контрастными по характеру частями).
11

2. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя следующие виды движений:
Основные:
- ходьба: бодрая, спокойная, на полупальцах, топающим шагом, вперед и
назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг); ходьба на
четвереньках;
- бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки",
"птички", "ручейки" и т.д.);
- прыжковые движения: на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед,
прямой галоп - "лошадки", поскок (4-й год жизни).
Общеразвивающие движения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения
(упражнения на плавность движений, махи), которые даются, как правило, на
основе игрового образа.
Имитационные движения:
разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям
образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая
лиса, усталая старушка и т.д.).
Плясовые движения: простейшие элементы народных плясок, доступных по
координации - например, поочередное выставление ноги на пятку,
притоптывание одной или двумя ногами, "выбрасывание " ног и др.
- развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно
находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в
пары и друг за другом.
3. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои,
оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа
выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с
педагогом и сверстниками.
4. Развитие психических процессов:

12

- развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать
движение вместе с музыкой, способности координировать слуховые
представления и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике: радость
- грусть и т.д., то есть контрастные по характеру настроения, например:
"Зайчик испугался " - "Мишка радуется меду" и др.;
- развитие подвижности (лабильности) нервных процессов - умение
изменять движения в соответствии с различным темпом (быстрым и
медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления, умение
выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать
состояние образа, переданное в музыкальном произведении и выражать это в
пластике (контрастные эмоции)
- воспитание умения вести себя в группе во время движения,
формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового
общения с детьми и взрослыми: пропускать детей впереди себя, мальчикам
уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
Важнейшими показателями уровней музыкально-ритмического и
психомоторного развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому
процессу движения под музыку, выразительность движений и умение
передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной
координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте
встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет
творческую одаренность, музыкальность.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму,
форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне
музыкального и двигательного развития ребенка.

2.1.2. Второй год обучения средняя группа возраст 4-5 лет.
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более
сложные по координации движения, также возрастает способность к
восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной
выразительности.
Приоритетными задачами в данном возрасте являются:
13

1-развитие гибкости, пластичности, мягкости движений;
2-воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству.
В основное содержание входит:
1. Развитие музыкальности:
-воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании,
движении под музыку в свободных играх;
-обогащение слушательского опыта - включение разнообразных
произведений для ритмических движений - народных, современных детских
песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера
композиторов-классиков (например, из "Детского альбома" П.Чайковского:
"БабаЯга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек"
М.Майкапара: "Мотылек", "В садике"и др.);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки,
различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое- спокойное,
радостное-беспокойное и т.д.);
-развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп (умеренно-быстрый, умеренно-медленный, быстрый);
динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление и уменьшение
звучания); регистр (высокий-низкий-средний); метроритм;
-развитие способности различать жанр произведения (народнаяколыбельная - марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих
движениях и в слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный используя
следующие виды движений:
Основные:
- ходьба: бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом,
вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в
разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
- бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки",
"птички", т.д.), широкий ( "волк"),острый (бежим по"горячему песку");
- прыжковые движения: на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед,
прямой галоп, легкие поскоки.
Общеразвивающие движения:
- на различные группы мышц и различный характер, способ движения
(упражнения на плавность движений, махи, пружинностъ);
14

- упражнения на гибкость, пластичность движений.
Имитационные движения:
разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям
образ, настроение или состояние ("веселый " или "трусливый зайчик",
"хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Умение
передавать динамику настроения , например, "обида - прощение -радость ".
Плясовые движения:
элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное
выставление ноги на пятку, притоптывание одной и двумя ногами,
"выбрасывание " ног, полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения,
включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и
симметричные).
3.
Развитие
умений
ориентироваться
в
пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну,
несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
-формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои,
оригинальные движения.
5. Развитие психических процессов:
- развитие слухового внимания, умения самостоятельно начинать и
заканчивать движение вместе с музыкой, способность координировать
слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.
- развитие подвижности (лабильности) нервных процессов на основе
движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи - в умении выразить
свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

15

-воспитание
умения
сочувствовать,
сопереживать,
воспринимая
музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая
их в пластике;
- формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в
помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то
упал или что-то уронил во время движения);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми, выполнять необходимые правила самостоятельно (пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение
и т.д.)
Показателем уровня музыкального и психомоторного развития в
данном возрасте являются не только выразительность и непосредственность
движений под музыку, но и умение точно координировать движения с
основными средствами музыкальной выразительности, способность к
запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование
разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

2.1.3. Третий и четвертый год обучения старшая и
подготовительная группы 5-7 лет.
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в
развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и
изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению
разнообразных и сложных по координации движений - из области
хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с
детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная,
современная и танцевальная музыка, но и некоторые классические и
историко-бытовые произведения.
Приоритетными задачами в данном возрасте являются:
- развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению
движений, умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование
адекватной оценки и самооценки.
В основное содержание входит:
1. Развитие музыкальности:

16

- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это
за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
-развитие
умения
передавать
основные
средства
музыкальной
выразительности: темп - разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиления и уменьшения звучания, разнообразие динамических
оттенков); регистр (высокий - средний - низкий); метроритм (разнообразный,
в том числе и синкопы); различать 2-3-х частную форму произведения ( с
малоконтрастными по характеру частями), а также вариации;
- развитие способности различать жанр произведения: плясовая (вальс,
полька, старинный и современный танец), песня (песня-марш, песня-танец и
др.), марш (разный по характеру), и выражать это в соответствующих
движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
следующие виды движений:
Основные:
-ходьба: бодрая, спокойная, на полупальцах, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким
подниманием колена, ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с
ускорением и замедлением;
- бег: легкий, ритмичный, передающий различные образы, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
- прыжковые движения: на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп,
боковой галоп), поскок "легкий " и "сильный " и др.
Общеразвивающие движения:
- на различные группы мышц и различный характер, способ движения
(упражнения на плавность движений, махи, пружинностъ);
- упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости
движений, координации рук и ног.
Имитационные движения:

17

- разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям
образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения
тяжести или легкости, разной среды ("в воде", "в воздухе" и т.д.).
Плясовые движения:
- элементы народных плясок и детского бального танца (доступные по
координации например: полонез), упражнения, включающие асимметрию, из
современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для
рук и ног, сложные циклические виды движений - шаг польки, переменный
шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги,
колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных
композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
4. Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях,
под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно
создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие психических процессов:
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения - по фразам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности
звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике
(радость, грусть, страх, тревога и т.д.) разнообразные по характеру
настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде ", "Кукла не
хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной " и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
18

- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и
животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей
и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время
движения);
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые
уже освоены, умение проводить совместные игры-занятия с младшими
детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
движениями (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во
время самостоятельных игр, например, если кто-то отдыхает или работает;
не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение
и т.д.
Показателями уровня музыкального и психомоторного развития детей
в данном возрасте являются:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно выражать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовывать игровое общение с
другими детьми;
способность к импровизации с использованием оригинальных и
разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и
гимнастических композициях;
- освоение сложных видов движений - шаг на припадании, переменный шаг,
шаг польки, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений из
современных детских бальных танцев.
Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с
детьми в различных формах работы - на занятиях, в свободных играх, при
подготовке и проведении развлечений и праздников, в процессе
индивидуального общения с ребенком и т.д. Безусловно, необходимо
конкретизировать данное содержание на определенный период времени,
19

имея ввиду последовательность усложнения заданий, выделение
приоритетных задач в зависимости от возможностей детей и условий работы.
2.2.Структура построения занятий дополнительной образовательной
программы
Структура занятий включает в себя три основные части:
•
Подготовительную;
•
Основную;
•
Заключительную.

Основная

Подготовительная

Основ
ные
части

Основные задачи
Организация
группы; повышение
внимания
и
эмоционального
состояния;
умеренное
«разогревание»
организма

Основные средства

Строевые
упражнения;
различные формы
ходьбы
и
бега;
прыжки; короткие
танцевальные
комбинации,
состоящие
из
освоенных
ранее
элементов;
упражнения
на
связь с музыкой и
др.
Развитие
и Упражнения
на
совершенствование силу, растягивание
основных
и
расслабление;
физических качеств; танцевальноформирование
ритмические
правильной осанки; упражнения;
воспитание
элементы
творческой
современного
активности;
ритмического
изучение,
и танца; танцевальные
совершенствование композиции.
движений танцев и
его
элементов;
отработка
композиций

Методические
особенности
Продолжительность
подготовительной части
определяется задачами и
содержанием
занятия,
составом занимающихся
и
уровнем
их
подготовки. На эту часть
отводится примерно 1015% общего времени
занятия.

Продолжительность
данной части занятия
примерно
75-85%
общего
времени.
Порядок
решения
двигательных задач в
этой части строится с
учетом
динамики
работоспособности
детей. Разучивание и
корректировка
новых
движений происходит в
начале основной части, в
конце
–
отработка
знакомого материала.
20

Заключительная

Постепенное
снижение нагрузки;
краткий
анализ
работы, подведение
итогов.

Спокойные
танцевальные шаги
и
движения;
упражнения
на
расслабление;
плавные движения
руками; знакомые
танцы, исполнение
которых доставляет
детям радость.

Продолжительность
данной части занятия
примерно 5-10% общего
времени.
Проводится
краткий
анализ
достигнутых на занятии
успехов в выполнении
движений, что создает у
детей
чувство
удовлетворения
и
вызывает
желание
совершенствоваться.

2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной
деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать,
конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами
является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в
детском
саду.
Самостоятельная
деятельность
детей
протекает
преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенкав
эмоциональном общении (всегда откликаться на стремлениемалыша
получить доброжелательное внимание, поддержку,ласку).
Поощрять инициативные и самостоятельные действия детей,
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
•
развивать активный интерес детей к окружающему
миру, стремление к получению новых знаний и умений;
•
создавать разнообразные условия и ситуации,
побуждающие детей к активному применению знаний, умений,
способов деятельности в личном опыте;
•
постоянно расширять область задач, которые дети
решают самостоятельно.
Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие
сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую
инициативу;
•
тренировать волю детей, поддерживать желание
преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
21

•

ориентировать дошкольников на получение хорошего

результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату,
склонных не завершать работу;
•
«дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна
той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна
обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить,
как он действовал в аналогичном случае.
•
поддерживать у детей чувство гордости и радости от
успешных
самостоятельных
действий,
подчеркивать
рост
возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества.
•
поощрять
познавательную
активность
каждого
ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению,
обследованию свойств и качеств предметов.
•
проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и
поощрять их познавательную активность, создавая ситуации
самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
•
поддерживать
стремление
к
положительным
поступкам, способствовать становлению положительной самооценки,
которой ребенок начинает дорожить.
•
получать возможность участвовать в разнообразных
делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по
обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в
рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации,
подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
•
специально насыщать жизнь детей проблемными
практическими и познавательными ситуациями, в которых детям
необходимо самостоятельно применить освоенные приемы;
•
создавать различные ситуации, побуждающие детей
проявить инициативу, активность, совместно найти правильное
решение проблемы
•
создавать ситуации, в которых дошкольники
приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим;
•
создавать ситуации, побуждающие детей активно
применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные
задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать
22

трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск
новых, творческих решений
•
показывать детям рост их достижений, вызывать у них
чувство радости и гордости от успешных самостоятельных,
инициативных действий.
2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников
Организация образовательного процесса направлена на взаимодействие с
семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка дошкольного
возраста.
Основные принципы организации работы с семьей:
•
открытость детского сада для семьи (каждому
родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и
развивается его ребенок);
•
сотрудничество педагога и родителей в воспитании
детей;
•
отсутствие формализма в организации работы с
семьей;
•
создание
активной
развивающей
среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и
детском коллективе.
Задачи взаимодействия с семьями дошкольников:
•
вовлечение семьи в воспитательно-образовательный
процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей;
•
обогащения воспитательного опыта родителей,
повышение их родительско-педагогической компетентности.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей,
разработаны разнообразные способы вовлечения в работу большей части
семей.
•
педагогические консультации, физического развития
ребёнка в семье, которые реализуются на родительских собраниях;
•
практические занятия в детском саду по ознакомлению
с методами и приёмами физического развития детей;
•
круглые родительские столы;
•
совместные праздники, утренники детей и взрослых;
•
создание творческих групп родителей по организации
для детей праздников, игр, развлечений;
23

Информационно-ознакомительные Информационно-просветительские
формы
формы
•
Посещение
•
Информацион
праздников и развлечений
ные стенды
родителей детей детского сада
•
Папки•
Открытые
передвижки
просмотры занятий и других
•
Тематические
видов деятельности
выставки
•
Дни открытых
•
Мини-газеты
дверей
•
Памятки
•
Выставки
•
Буклеты
детских работ
•
Отзывы
на
•
Фотовыставки,
сайте
фото коллажи
•
Информацион
ные проспекты, буклеты

24

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебно-тематический план программы.
Первый год обучения младшая группа 3-4 года.
№п\п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное

4

—

4

2.

Танцевальные игры

2

10

12

3.

Игропластика

1

7

8

4.

Игроритмика

2

4

6

5.

Игровой массаж

1

2

3

6.

Образно-игровые
упражнения

1

6

7

7.

Дыхательная гимнастика

2

4

6

8.

Народный танец

1

3

4

9.

Музыкальная грамота

1

2

3

10.

Танцевальная
мозаика
(репетиционнопостановочная работа)

1

10

11

25

ИТОГО:

16

48

64

Вводное занятие.
Задачи:
1. Рассказать детям правила поведения на занятиях, правила проведения
занятия (поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
ТЕМА «Танцевальные игры»
Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Двигаться в соответствии с характером музыки.
3. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения.
ТЕМА «Игропластика»
Задачи:
1. Развитие мышечной силы и гибкости;
2. Развитие силы воли и терпение.
ТЕМА «Игроритмика»
Задачи:
1. Развитие чувства ритма и двигательных способностей детей.
2. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений
с музыкой, музыкальные задания и игры.
ТЕМА «Игровой массаж»
Задачи:
1. Способствовать формированию у ребенка сознательного стремления к
здоровью;
2. Развивать навык собственного оздоровления.
ТЕМА «Образно-игровые упражнения»
Задачи:
1. Рассказать детям о том, как двигаются разные птицы и животные.
2. Разучить основные движения с имитацией разнообразных действий, с
имитацией поведения птиц, зверей и т.д.
ТЕМА «Дыхательная гимнастика»
Задачи:
1. Познакомить детей с играми на дыхание.
2. Разучить упражнения, способствующие формированию различных типов
дыхания: дыхание с задержкой, грудное дыхание;
26

ТЕМА «Народный танец»
Задачи:
1.
Познакомить детей с историей русского танца, формами.
2.
Рассказать об отличительных особенностях характера, манер
исполнения.
3.
Разучить танец хоровод с основами русского танца.
ТЕМА «Музыкальная грамота»
Задачи:
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
2. Расширить представления о танцевальной музыке
3. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
ТЕМА «Танцевальная мозаика» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
1.
Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
2.
Подготовить к показательным выступлениям.
3.
Учить выражать через движения заданный образ.
Второй год обучения средняя группа 4-5 лет.
№п\п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное

2

—

2

2.

Танцевальные игры

1

5

6

3.

Игропластика

1

8

9

4.

Игроритмика

1

4

5

5.

Образно-игровые
упражнения

1

4

5

6.

Знакомство с танцем

2

—

2

7.

Рисунок танца

2

5

7

8.

Народный танец

1

7

8

27

9.

Музыкальная грамота

1

3

4

10.

Танцевальная
мозаика
(репетиционнопостановочная работа)

1

15

16

ИТОГО:

13

51

64

Вводное занятие
1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения
занятия (поклон).
2. Вспомнить требования к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
ТЕМА «Танцевальные игры»
Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.
3. Двигаться в соответствии с характером музыки.
4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения.
ТЕМА «Игропластика»
Задачи:
1. Развитие мышечной силы и гибкости;
2. Развитие силы воли и терпение, выносливости.
ТЕМА «Игроритмика»
Задачи:
1. Развитие чувства ритма и двигательных способностей детей.
2. Усложнение упражнений для согласования движений с музыкой,
музыкальные задания и игры.
ТЕМА «Образно-игровые упражнения»
Задачи:
1. Вспомнить особенности исполнения разных животных и птиц;
2. Способствовать развитию воображения детей с помощью выполнения
заданий на показ разных интересных предметов, растений, явлений природы,
профессий людей.
ТЕМА « Знакомство с танцем»
28

Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами танцев: народными,
классическими, современными, бальными.
2. Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их
характерными особенностями.
3. Рассказать о пользе танца для здоровья детей.
4. Беседа о любимых танцах.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных
номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
ТЕМА «Народный танец»
Задачи:
1. Повторить с детьми историю русского танца, его особенностями, формы.
2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.
3.Научить основам русского танца.
ТЕМА «Музыкальная грамота»
Задачи:
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
2. Расширить представления о танцевальной музыке
3. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к
музыкальным образам.
4. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
ТЕМА «Танцевальная мозаика»
Задачи:
4.
Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
5.
Подготовить к показательным выступлениям.
6.
Учить выражать через движения заданный образ.
Третий год обучения старшая группа 5-6 лет.
№п\п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное

1

—

1

2.

Знакомство с танцем

2

—

2
29

3.

Музыкальная грамота

2

4

6

5.

Элементы
танца

2

7

9

6.

Танцевальные игры

2

5

7

7.

Рисунок танца

1

4

5

8.

Народный танец

1

7

8

9.

Бальный танец

1

5

6

10.

Танцевальная
мозаика
(репетиционнопостановочная работа)

—

20

20

ИТОГО:

12

52

64

классического

Вводное занятие
1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения
занятия (поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
ТЕМА « Знакомство с танцем»
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами танцев: народными,
классическими, современными, бальными.
2. Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их
характерными особенностями.
3. Рассказать о пользе танца для здоровья детей.
4. Беседа о любимых танцах.
ТЕМА «Музыкальная грамота»
Задачи:
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
2. Расширить представления о танцевальной музыке
3. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к
музыкальным образам.
30

4. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
ТЕМА «Элементы классического танца»
Задачи:
1.
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
2.
Формировать правильную осанку и координацию движений.
3.
Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
ТЕМА «Танцевальные игры»
Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.
3. Двигаться в соответствии с характером музыки.
4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Вспомнить навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить усложненные рисунки танца для использования их в концертных
номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
ТЕМА «Народный танец»
Задачи:
4.
Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями,
формами.
5.
Рассказать об отличительных особенностях характера, манер
исполнения.
6.
Научить основам русского танца «Кадриль».
ТЕМА «Бальный танец»
Задачи:
1.
Познакомить детей с историей бального танца.
2.
Научить основам танца «Полька».
3.
Разучить основные элементы танца «Вальс».
ТЕМА «Танцевальная мозаика» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
7.
Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
8.
Подготовить к показательным выступлениям.
9.
Учить выражать через движения заданный образ.
Четвертый год обучения подготовительная группа 6-7 лет.

31

№ п\п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное

1

—

1

2.

Знакомство с танцем

4

—

4

3.

Музыкальная грамота

2

4

6

5.

Элементы классического
танца

1

8

9

6.

Танцевальные игры

—

6

6

7.

Рисунок танца

1

3

6

8.

Народный танец

1

6

7

9.

Бальный танец

1

6

7

10.

Танцевальная мозаика
(репетиционнопостановочная работа)

—

20

20

ИТОГО:

11

53

64

Вводное занятие
1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения
занятия (поклон).
2. Вспомнить требования к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
ТЕМА « Знакомство с танцем»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального
искусства.
2.Рассказать о пользе занятий танцами.
3. Познакомить детей с разновидностями бальных танцев.
4. Беседа о стилях и направлениях.
ТЕМА « Музыкальная грамота»
32

Задачи:
1. Закрепить знания, навыки, полученные ранее.
2. Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии
с музыкой.
ТЕМА «Элементы классического танца»
Задачи:
4.
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
5.
Формировать правильную осанку и координацию движений.
6.
Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
ТЕМА «Танцевальные игры» (комплексы ритмопластики)
Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.
3. Двигаться в соответствии с характером музыки.
4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных
номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
ТЕМА «Народный танец»
Задачи:
1. Вспомнить все о русском танце, разновидности, их отличия.
2..Разучить более сложные элементы русского танца.
ТЕМА «Бальный танец»
Задачи:
4.
Познакомить детей с историей бального танца.
5.
Научить основам танца «Полька».
6.
Разучить основные элементы танца «Вальс».
7.
Разучить основные движения танца «Полонез»
ТЕМА «Танцевальная мозаика» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
4.
Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
5.
Подготовить к показательным выступлениям.
6.
Учить выражать через движения заданный образ.
Общий учебно-тематический план на год.

33

№

Возрастная
группа

1
2
3
4

Младшая
Средняя
Старшая
Подготовите
льная группа

Аудиторное время
Количество учебных
в год
занятий
общее теория практика в
в
в
неделю
месяц год
64
16
48
2
8
64
64
13
51
2
8
64
64
12
52
2
8
64
64
11
53
2
8
64

Продолжи
тельность
занятий
20 минут
20минут
25 минут
30 минут

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие
в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
3.3. Материально-техническое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо технические
средства обучения и учебно-наглядные средства обучения.
К техническим средствам обучения относятся:
- музыкальный центр;
- компьютер;
-мультимедийное устройство.
В качестве учебно-наглядных средств обучения применяются:
-плакаты;
- коврики для занятий партерной гимнастикой по количеству детей в группе;
-схемы;
-Игрушки;
-иллюстрации;
- платочки 30*30см;
-гимнастические палки;
-дидактические игры
- СD и DVD диски с музыкальными произведениями для детей;
- Презентации
- Костюмы
- Атрибутика к танцам

34

4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с
изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой
информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в
действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда,
технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий
инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.)
(Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный №
4673)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17
октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован
Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
5. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N
212, от 08.08.2003 N 470)
35

6. А.И. Буренина: Ритмическая мозаика (в контексте ФГОС ДО)-2015
Издание 4-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО
ISBN 978-5-9901725-2-4. СПб.: Петербургский центр творческой педагогики
"Аничков Мост", 2015 — 196 с.
7. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
8. Скрипниченко«Чудо-ритмика»/ программа по хореографии для детей 4,56,5 лет, Соликамск, 2010.
9. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение,1996.
10. Захаров В. М. Радуга русского танца. – М.: Вита, 1986
11. Пуртова Т. В. Учите детей танцевать: Учебное пособие - М.: Владос,2003.
12. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
Уральская В. И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.
13. Е. И. Елисеева, Ю. Н. Родионова: Ритмика в детском саду: методическое
пособие для педагогов ДОУ .- УЦ Перспектива, 2012, 104с.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».